Victor Anatolyevich (shavu) wrote in spb_regionalizm,
Victor Anatolyevich
shavu
spb_regionalizm

Константин Жуков: Еретики и Отметчики.

Отношение московских властей к православным жителям земель, отошедших к Швеции по Столбовскому договору



Данный доклад был прочитан 17 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге на международной научной конференции, посвящённой 400-летию основания Ниеншанца и 370-летию со дня рождения Урбана Йерне. Текст опубликован в сборнике: Археологическое наследие Санкт-Петербурга. Вып. 4. СПб, 2014, стр. 76 – 93.

Актуальной задачей для тех, кто занимается прошлым Невского края, является преодоление одного стойкого стереотипа, восходящего как минимум к историческим трудам XIX века. Стереотип этот таков: шведские власти и Евангелическая церковь виноваты в том, что в XVII веке православие в Ингрии оказалось в значительной мере искоренено, а его носители якобы подвергались жестоким гонениям и насильственному обращению в лютеранство. Историкам ещё предстоит детально дезавуировать это представление, объяснить причины относительной мягкости шведской конфессиональной политики в Ингерманландии и описать прогрессивную роль, которую могла сыграть и отчасти сыграла Евангелическая церковь в истории нашего края.

С другой стороны, важно понимать, что сохранение православия в Ингерманландии зависело не только от того, как к нему относились светские и церковные власти шведского государства, но и от позиции Москвы и русской православной церкви. Изучение сохранившихся документов позволяет сделать вывод: во многом исчезновение греческой веры в восточной Прибалтике явилось следствием негативного отношения Московской патриаршей церкви к единоверцам, оказавшимся волею судьбы подданными короля-лютеранина. Это отношение в общих чертах характеризуется следующим:

- изначально московские светские и церковные власти были совершенно убеждены, что все жители, остающиеся на отходящих к Швеции землях, должны принять лютеранскую веру, ибо остаться подлинным православным, живя рядом с иноверцами и под их началом, невозможно;
- это убеждение в той или иной степени сохранялось в России на протяжении почти всего XVII века;
- лишь в последние два десятилетия XVII века московские церковные и светские власти стали совершать реальные действия для поддержки православия в этих землях, глубоко при этом сомневаясь, что те, кого они поддерживают, являются истинно православными.

Итак, к моменту заключения Столбовского мирного договора, то есть к февралю 1617 года, все без исключения жители городов и уездов, отходивших по этому договору Шведской короне, считались православными. Иначе и быть не могло: в Московской державе православие являлось государственной религией и основой национальной идентичности. Во многом и административная структура Российского государства была церковной – территориальной единицей считался погост, то есть церковный приход. Но при этом, если для людей славянского происхождения православие являлось традиционной религией, к которой принадлежали многие поколения их предков, то для представителей коренных финно-угорских народов Ингрии – води и ижоры – это было вовсе не так. В течение всего длительного исторического периода, когда эти племена являлись вассалами Новгородской вечевой республики, их сузерен был весьма лоялен по отношению к древним языческим верованиям и не прилагал заметных усилий для обращения местных жителей в православие. (В летописях можно найти лишь сообщение о насильственном крещении новгородским князем другого финно-угорского народа – корелы: «В лето 6735 (1227) князь Ярослав Всеволодич послав крести множество корел, мало не все люди» (ПСРЛ т. I: 449).) Некоторые представители води и ижоры, вероятно, желая сближения с новгородцами, добровольно принимали крещение, как, например, известный по житию Александра Невского ижорский старейшина Пелгусий, но в целом эти народы в новогородский период оставались язычниками. Не сильно изменилась ситуация и после захвата Ижорской и Водской земли Московским государством. Через 57 лет после падения новгородского государства архиепископ Новгородский и Псковский Макарий в послании к духовенству Водской пятины так описывал религиозное поведение «чуди» (так тогда собирательно называли все финно-угорские народы): « молятся де по скверным своим мольбищом древесом и каменью по действу диаволю, и среды де и пятка и Святых постов не чтят и не правят, и в Петров де пост многие ядят скором, и жертву де на те свои скверныя мольбища носят злодеевых отступник Арбуев Чюцких , и мертвых де своих они кладут в селах по курганом и по коломищем с теми ж Арбуи, а к церквам де на погосты тех своих умерших они не возят сохраняти, так же де у них, у которых есть жены, дети родятся, и они де наперед к тем своим родильницам призывают тех же скверных Арбуев, и те де Арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас де, Игуменов и Священников они к тем своим младенцем призывают после » Вивлиофика 1790: 149 – 150). И далее архиепископ приказывал «те скверныя мольбища разорити и истребляти, огнем жещи», а тех, кто их посещал, «наказывати и поучати на истинную православную Христову веру». Однако призывы владыки Макария оказались, вероятно, не очень действенны, и девять лет спустя, в 1543 году его преемник архиепископ Феодосий посылает в ижорские и водские земли новую грамоту, почти дословно повторяющую прежнюю. Начавшаяся в скором времени Ливонская война и военные действия, периодически вспыхивавшие после её окончания, конечно, не давали возможности православному духовенству всерьёз заняться религиозным просвещением ижор и вожан. В результате к началу XVII века они по большей части могли лишь условно считаться православными. О том, что язычество было ещё очень сильно в Ингрии и в шведские времена, и позднее, есть много свидетельств. Например, в изданном в мае 1684 года распоряжении шведского губернатора Ингерманландии Йорана Сперлинга среди прочего можно найти запрещение совершать паломничества в священные рощи, к жертвенным камням, и т. п. (Шлыгина 2003: 102). Пастор Андрей Иоганн Гиппинг в первой половине XIX века в своей известной книге «Нева и Ниеншанц» писал, что древние культы по-прежнему живы у коренного населения Санкт-Петербургской губернии (Гиппинг 2003: 137).

Полностью читать тут: http://ingria.info/articles/944-2014-06-23-09-25-39

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments